Федеральная Бизнес Платформа
26 июля 2017 USD
59,66
курс ЦБ РФ на 25.07.2017
EUR
69,47
курс ЦБ РФ на 25.07.2017
8 800 200 0328 звонок по России бесплатный 12+

Молодо, зелено, выгодно

Павел Черкашин, известный бизнес-ангел, в своем блоге рассказывает о том, почему его увлекла идея инвестирования молодых проектов, зачем он это делает, и что отличает деятельность бизнес-ангелов от венчурных инвесторов. «Бизнес Платформа» публикует его наблюдения.


«В последние несколько лет я увлекся идеей стать бизнес-ангелом. Я использовал термин «увлекся» потому, что изначально это выглядело скорее, как хобби, нежели чем бизнес. Сейчас я могу с уверенностью утверждать, что на этом можно построить бизнес - успешный и увлекательный, хотя и крайне хлопотный.

Я не очень понимаю, кто и зачем прикрепил ярлык «ангельский» к категории инвесторов, финансирующие бизнес проекты на самой ранней стадии. В этом есть определенная ирония:

бизнес-ангел вовсе не является филантропом или бескорыстным жертвователем. Его инвестиционные решения принимаются на основе экономического расчета и ожидания высокой прибыли.

В конечном счете это просто категория инвесторов, которые вкладывают небольшие деньги на этапе от идеи до выхода на первый раунд «полноценного» финансирования каким-нибудь фондом или банком.

Зачем мне это нужно?

Я занимаюсь этим в первую очередь потому что этим я могу сильно изменить мир, сделать свой вклад в тот образ мира будущего, который я строю в своей голове. Во-вторых, я делаю это, потому что это интересно и не надоедает. Не нужно ежедневно тянуть лямку и толкать маховик, ты постоянно в эпицентре самых интересных событий в индустрии, при этом все время на заднем плане, на подстраховке. Тебя постоянно окружают новые люди и свежие идеи, ты можешь попробовать себя на новых рынках, в которых ты ничего не понимаешь. В-третьих, это хороший бизнес. Он требует терпения и выдержки, он учит философски относиться к потерям, но, когда срабатывает - он дает отличную отдачу. В-четвертых, это возможность обучения и саморазвития. Участие в десятках компаний дает возможность получать из первых рук знания и опыт, недоступные большинству людей. Это может звучать цинично по отношению к моим партнерам-предпринимателям: они вкладывают в свой бизнес все свое время и усилия и всем этим рискуют.

Я рискую только своей долей в одном из проектов, в случае его провала - остаются еще другие...Но это осознанный выбор предпринимателя - за это он получает существенно большую долю, зарплату, почет и уважение.

В чем мужество предпринимателя?

Путь идеи - даже самой гениальной - от четкого оформления в голове ее изобретателя до рыночного воплощения очень длинный и сложный. Одна и та же перспективная идея бизнеса родится в головах 1000 человек одновременно в разных точках земного шара. Большинство людей просто скажут себе и окружающим: «Отличная мысль! Наверное, кто-нибудь сказочно на ней разбогатеет...» И забудет про нее.

Сколько-то людей даже несколько раз встретятся со знакомыми, обсудят, даже откроют вечером Word или PowerPoint и напечатают «БИЗНЕС ПЛАН НОВОГО ПРОЕКТА...», на чем порыв благополучно иссякнет.

«Вот если бы не загруз на работе... (учеба, дети, машина, долги - далее по списку), то я бы уж точно мог эту идею реализовать!» Только 10 из 1000 смогут дойти до точки, когда они хотя бы запустят идею в реализацию, и только 1 (один) - сможет отпраздновать годовщину работы своей компании, реализующей идею.

Идея, которую реализует предприниматель, возможно изменит мир. Она пропихнет эволюцию человека еще на шажок вперед, сделает жизнь людей чуть более удобной, интересной и приятной. Он даст работу десяткам, сотням или тысячам людей, он будет выступать примером и учить других. Он в любом случае не сделает хуже, чем если будет лежать перед телевизором и жаловаться на жизнь. На пути у этого единственного на тысячу успешного предпринимателя будет огромное число больших и маленьких препятствий, неприятностей и сложностей. Большинство из них - в мелочах, но этих мелочей тысячи.

Когда работаешь в устоявшейся компании начинаешь не замечать мелочи, из которых складывается быт на работе - бухгалтерия считает деньги, туалетная бумага появляется на подставке, юристы визируют контракты. В конце концов есть директор, который, если что, придет и всем надает по мозгам. Над директором есть совет директоров, инвесторы, заказчики - всегда найдется кто-то, чтобы надавать по мозгам. Они все недостаточно компетентны, делают все невовремя, не так и бумага недостаточно мягкая. Но все эти факторы второстепенны, потому что маховик уже крутится. Он не остановится, если туалетная бумага в какой-то момент пропадет или контракт потеряется. Нужно определенные усилия, чтобы раскрученный маховик остановить, и чем он тяжелее и быстрее крутится, тем сложнее его будет остановить некомпетентными действиями того или иного отдельного сотрудника. А когда маховик стоит? Его нужно кому-то раскрутить. И приложить для этого неимоверные усилия. Нужно не просто рулон туалетной бумаги положить на полочку, а организовать бесперебойную доставку этого стратегического ресурса по оптимальным ценам и в нужном количестве. Нужно заниматься финансовыми, юридическими, организационными, маркетинговыми и техническими вопросами, нанимать людей и обучать их. Все достижения будут восприняты как что-то само собой разумеющееся, потому что со стороны успехи часто не видны. Все ошибки и недоработки будут сразу видны, потому что из-за них маховик никак не будет запускаться…

В этом состоит мужество предпринимателя. Он один толкает этот маховик, толкает изо всех сил, даже не будучи уверенным – может, его конструкция в принципе не может крутиться, и он тратит свои усилия зря?

Все вокруг сочувствуют, дают советы, кивают и поддакивают, но мало кто реально встает рядом и начинает помогать толкать. «Мы лучше посмотрим, что из этого получится, чтобы не выглядеть глупо потом, когда все развалится».

Ангельское финансирование - это первая победа предпринимателя. Подтверждение, что кто-то еще готов его поддержать, обеспечить его маленьким запасом топлива, чтобы сдвинуть маховик с мертвой точки, начать медленное, но постоянно ускоряющееся движение. Это та первая калория, толчок, который выводит систему из состояния покоя. И момент этот имеет чарующий, ни с чем не сравнимый эффект. Это как выход на вершину горы после долгого и мучительного восхождения. Бизнес-ангелы не обязательно лучшие предприниматели (как и я, должен признаться: дисциплина страдает, много эмоций, быстро увлекаюсь, но и быстро теряю интерес). Однако подобные инвестиции - это честный и справедливый способ поучаствовать на равных в новых авантюрах с хорошими предпринимателями, имеющими потенциал, но не обладающими в силу тех или иных причин необходимыми финансовыми ресурсами для реализации своих идей.

Как работает бизнес-ангел?

Единых правил работы бизнес-ангелов не существует - это не фонды, работающие под жестким контролем управляющих, вкладчиков и регулирующих органов. Бизнес-ангел вкладывает свои собственные деньги и полагается только на свои знания и интуицию. Он может позволить себе инвестировать в проект менее привлекательный с финансовой точки зрения, но интересный ему лично. Или может отказаться от осуществления инвестиции, потому что у него душа не лежит. Он может быть очень активным, когда у него появляются лишние деньги и крайне несговорчивым в те моменты, когда он, например, покупает дом (деньги то из одного бюджета — семейного).

Принципы, которыми я руководствуюсь, являются во многом типичными для бизнес-ангелов. Вот они:

  • Деньги вкладываются не в организацию, а в конкретных людей. В первую очередь необходимо добиться единого понимания проекта и доверия между всеми участниками.
  • Обычная доля, на которую я рассчитываю, как бизнес-ангел - от 20 до 40%. Доля должна быть достаточно большой, чтобы защищать интересы инвестора при дальнейшем развитии компании (или при ее банкротстве), однако не должна быть слишком большой, чтобы ни у кого не сложилось ощущение, что бизнес-ангел собирается управлять компанией в операционном режиме.
  • Объем инвестиций обычно составляет от $50,000 до $500,000. Чем больше сумма - тем жестче требования и выше ожидания от полученного результата. При этом иногда случается, что проект развивается быстрее запланированного графика и получает финансирование от крупного инвестора раньше, чем израсходует все оговоренные с бизнес-ангелом средства.
  • Инвестировать имеет смысл только в бизнес, который хорошо понимаешь.
  • Проект должен иметь большой потенциал роста и развития. Можно представить себе эту компанию с капитализацией в $1 млрд?
  • Проект должен быть интересным, помимо финансовой составляющей в нем должен быть драйв, здоровый авантюризм, творчество, амбиции изменить мир к лучшему.
  • Проект должен иметь четко выраженную и сформулированную концепцию бизнеса. Она может быть выражена в формальном бизнес-план, концепции на 3 страницы, презентации, хоть берестяной грамоте - четких критериев в этом вопросе нет, главное - она должна быть убедительной!

Вопрос с бизнес-планом часто вызывает больше всего вопросов. Какой он должен быть? Как просчитать параметры рынка, которого еще не существует? Какие нужно представить доказательства работоспособности будущей компании, если у нее нет даже названия? Сразу оговорюсь, иногда для запуска проекта и получения финансирования не нужно ничего, кроме харизматичного инициатора проекта и ручки, которая бы хорошо писала на салфетке в баре. Ключевое слово здесь - «иногда». И каждый раз в подобных случаях отсутствие бизнес-плана связано не с тем, что инициатор не захотел, или не смог его сделать, а с тем, что существовали какие-либо объективные обстоятельства, требующие немедленного и очевидного для инвесторов решения.

Вот пример такого обстоятельства (в английской деловой терминологии это называется compelling event): «У меня есть стратегический партнер, готовый подписать контракт, который обеспечит годовой доход будущей компании. Однако если мы не будем готовы начать производство сейчас - ему придется работать с худшим по качеству и цене, но существующим на рынке решением... У нас есть всего несколько дней для принятия принципиального решения». Хорошо, когда есть такое обстоятельство. Еще лучше, если при появлении такого обстоятельства в вашем мобильном телефоне достаточно прямых номеров людей, которые могут Вас поддержать в таких условиях, не выкручивая при этом руки. Скорее всего, если Вы читаете этот текст, чего-то из этого (или «горящего» обстоятельства, или телефонов доверенных инвесторов) у вас все-таки нет. Соответственно, в большинстве случаев необходимо бизнес-план формулировать и делать это настолько обстоятельно и качественно, чтобы создать у инвестора ощущение комфорта - авторы проекта знают, о чем говорят.

Сферы интересов

Если Вам лень читать пояснения, то вот список моих приоритетов:

  • Интернет-технологии (в масштабе от 1 млн пользователей)
  • Визуальные технологии (фото, видео) и новые медиа-технологии
  • Искусственный интеллект
  • Программное обеспечение и корпоративная автоматизация
  • Мобильные технологии (в этом я не очень разбираюсь, но говорят, что это очень круто)

Моя основная сфера интересов - Интернет-технологии. Эта область, с которой так или иначе я связан уже больше 10 лет, я могу достаточно точно определить - заработает ли та или иная бизнес-модель или нет и что нужно, чтобы она заработала более успешно. У меня есть связи и опыт. К тому же, это сфера, в который чтобы добиться революционных изменений в масштабах миллиона человек не надо ждать 10 лет - революции происходят ежедневно и поле для революционной деятельности еще бескрайнее».

Комментарии

comments powered by HyperComments